Где находится город Георгиу-Деж?

На транссибирской магистрали в ста километрах к востоку от Екатеринбурга есть станция и город при ней с необычным названием: Богданович. Вообще-то здешние места — страшное захолустье. Только этим и можно объяснить то, что в годы советской власти никто из местного начальства не задумался переименовать станцию с подозрительной фамилией в какой-нибудь Краснобурьянск. А ведь переименовывали тогда все и вся, и неоднократно. В той же Свердловской области несчастный город Надеждинск дважды сменил свое название, пока не стал, наконец, Серовым. Читает Илона Грошева Скачать в mp3 (7. 7 Mb / 11:03 мин. )

С большевистской точки зрения переименовать город следовало всенепременно. Потому что назван он был в честь царского генерала Евгения Васильевича Богдановича (1829−1914). Причем, по всем параметрам генерал был вражиной трудового народа. Стойко стоял за веру, царя и отечество. Был одним из вождей движения черносотенцев. Дружил с Иоанном Кронштадтским.

Сейчас, конечно, для многих эти жирные минусы стали не менее жирными плюсами. Но все же, думается, не стоит бездумно становиться во фрунт перед каждым бывшим высокопревосходительством, так же, как не стоило раньше благоговеть перед каждым коммунистическим начальником.

Сто пятьдесят лет, отделяющие нас от времени жизни и деятельности Е. В. Богдановича, позволяют нам взглянуть на эту жизнь и деятельность непредвзято. И увидеть человека не шибко умного и, по отзывам современников, не очень нравственного, но честно исполнявшего свой долг перед Отечеством. Соответственно своему пониманию этого долга. В юности Е. В. Богданович мечтал о карьере флотской, но из-за хронической морской болезни ему пришлось с флота уволиться и перейти на службу в министерство внутренних дел. Одно из дел Е. В. Богдановича в этом министерстве — реорганизация на современный манер российской пожарной службы. Но главное, он внес большой вклад в строительство российских железных дорог.

Железнодорожное строительство в России в 1860—1880 годах — мирный подвиг, который принес стране больше могущества, чем иные громкие баталии. А русские инженеры-путейцы больше способствовали укреплению международного престижа своей родины, чем некоторые генералы. В течение жизни одного поколения Российская империя покрылась сетью железных дорог, ставших воистину путями прогресса и обновления. Не говоря уже о том, что для многих они стали путями обогащения.

В 1866 году полковник Е. В. Богданович был послан в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая. Справившись с поручением, он первым сформулировал необходимость для России транссибирской железнодорожной магистрали: «Изучив местные условия, нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии проложенной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение».

Формулировкой дело не завершилось. Говоря нынешним «шершавым языком», Богданович смог «выбить» в казне средства на проектирование и прокладку магистрали Казань-Екатеринбург-Тюмень. Изыскательские работы проводились в 1868—1869 годах, и Евгений Васильевич руководил этими работами непосредственно на месте. Отчего немалую пользу для себя имел. Правильная прокладка железнодорожной линии по местам заселенным была одним из источников обогащения инженеров-путейцев.

Дело в том, что в районах равнинных отклонение дороги от первоначального варианта на десять, пятьдесят, даже на сто километров в ту или другую сторону не удорожает существенно смету строительства. Местные купцы и городские власти видели немалую пользу в том, чтобы железная дорога прошла именно через их город, за что платили изыскателям немалые взятки.

Впрочем, взятками это не называли. Это считалось изъявлением горячей благодарности населения. Кроме знаков признательности, вполне материальных, Е. В. Богданович был избран почетным гражданином многих городов, через которые прошла железная дорога: Сарапула, Екатеринбурга, Камышлова, Тюмени. И надо сказать, вполне заслуженно. Железная дорога способствовала если не расцвету, то поддержанию жизни в этих городах.

Сейчас трудно сказать, почему купцы и городское начальство богатого города Ирбита не нашли общего языка с начальником строительства. Во всяком случае, Е. В. Богданович активно протестовал против прокладки железной дороги через Ирбит и своего добился. Дорогу на Тюмень провели южнее. Оказавшись вдали от магистрали город, прежде процветавший из-за происходившей здесь с 1643 года Сибирской ярмарки, захирел.

А вот другому российскому городу железная дорога спасла жизнь. Более того, городом сделала. И начало этому было положено в те же времена российского железнодорожного бума. В 1866 году, когда Е. В. Богданович производил изыскания на трассе дороги Казань-Тюмень, возобновилось строительство Рязано-Козловской железной дороги. Дорога эта должна была пройти по хлебным губерниям России: Тамбовской и Воронежской. Отсюда издавна доставляли хлеб в Москву. Теперь вместо телег на север должны были катиться вагоны. Железную дорогу затем предполагали продолжить до Ростова, чтобы открыть путь экспорту зерна через порты Азовского моря. Кроме того, намечалось соединить между собой угольные шахты и металлургические заводы Донецкого бассейна.

В отличие от дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень, которую прокладывали за государственные деньги, дорогу Рязань-Воронеж строило акционерное общество Московско-Рязанской железной дороги. Его возглавлял Павел Григорьевич Фон-Дервиз (1826−1881). Он был помещиком Рязанской губернии, а немецкая фамилия (Wiese — по-немецки означает «луг») шла от предков, приехавших в Россию из Гамбурга в XVIII веке. В царствование императора Петра III Визе получили дворянство и стали называться Фон-Дервизе или Фон-Дервизами. Приблизительно так же, но чуть раньше, появились на Руси и дворяне Фонвизины.

До 1857 года Фон-Дервиз служил в армии интендантом. На новом месте он был сначала секретарем акционерного общества. Тогда оно еще называлось обществом Московско-Саратовской железной дороги и ставило перед собой задачу проложить железную дорогу от Москвы до Пензы и Саратова. Но денег хватило только до Рязани. В момент финансового кризиса Фон-Дервиз возглавил компанию и организовал мобилизацию средств для продолжения работ, но уже в другом направлении. Поэтому и акционерное общество было переименовано в общество Московско-Рязанской железной дороги.

Километрах в ста южнее Воронежа на правом берегу Дона находилось небольшое село Лиски. В начале девятнадцатого века Дон возле Лисок был судоходен и здесь была большая пристань, на которой товары перегружали с судов на подводы и везли в окрестные крупные города, да и в Москву тоже. В общем, и Лиски, и стоящее на противоположном берегу село Новая Покровка жили — не тужили.

Когда зашла речь о строительстве железной дороги, местные жители сделали все, чтобы рядом построили станцию. Ясно, что без «подмазки» инженерам здесь не обошлось. Так или иначе в 1870 году в Новой Покровке построили железнодорожную станцию, которую назвали Лиски.

Как оказалось, деньги были плачены не зря. Вскоре Дон обмелел и суда уже не могли подниматься до Лисок. Казалось бы — конец. Между тем, поток грузов через Лиски не прекратился благодаря тому, что здесь уже была железнодорожная станция. А в 1894 году она стала узловой — сюда подвели рельсы железной дороги Харьков-Балашов.

Узловая станция — это уже серьезно. Лискинский железнодорожный узел был и остается одним из крупнейших в России. Несмотря на все пертурбации двадцатого века пристанционный поселок разрастался. В 1937 году его преобразовали в город и дали гордое имя Свобода. Но в 1943 году Свободу переименовали по имени станции — Лиски.

Это было только начало цепочки переименований городка. В 1965 году город Лиски стали называть Георгиу-Деж. Георге Георгиу-Деж (Gheorghe Gheorghiu-Dej) (1901−1965) был генеральным секретарем компартии Румынии. Его заслуги перед родной страной и перед международным коммунистическим движением сейчас вряд ли кто припомнит. Перед СССР — тем более. Но, видать, в каких-то секретных постановлениях ЦК КПСС было установлено чтить память павших соратников посредством переименования советских населенных пунктов.

Лиски заслужили этой чести, скорее всего, потому, что в начале своей жизни Георгиу-Деж служил на железной дороге электриком. Ну, и еще, вероятно, оттого, что городок был маленький, тридцать тысяч жителей. Что им сделается? Войну перетерпели и переименование переживут. Тем более, что крупную железнодорожную станцию, вокруг которой городок-то и вырос, так и оставили Лисками. Трудно сказать, как называли себя жители города после переименования. Георгиудежцы, что ли?

В Румынии тоже был свой город Георгиу-Деж. До 1965 года он назывался Онешти. В 1989 году после свержения коммунистического режима городу вернули прежнее название. Лиски же стойко терпели выданное имя вплоть до 1991 года.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:00 25.03.2017 Comeinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Можно ли заработать на музыке

Можно ли заработать на музыке


До сих пор «заработок на музыке» остается наименее популярным поисковым запросом, хотя приносит некоторым композиторам неплохие деньги. Все дело в том, что специализированные площадки, называемые ауди...


О the sims 3. И многое другое что связано с sims 3.

О the sims 3. И многое другое что связано с s...


С момента появления первой игры "The Sims" в феврале 2000 года суммарные продажи игр этой серии превысили 100 миллионов копий и игра была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Переведенные на 22 языка в ...


Доверяют ли аукционам в рунете?

Доверяют ли аукционам в рунете?


Нашел довольно интересный проект интернет аукциона E-FreeShop. ru и можно сказать уже начавший“ шуметь“ в блогах. Поискал в яндексе отзывы - многие утверждают, что проект настоящий лохотрон, а другие ...


Компетентный специалист значим для компании.

Компетентный специалист значим для компании.


Мастер, который знает свое дело в компаниях важен как чистый воздух в Москве. Причем, он значим абсолютно всюду. Будь он строитель, прораб, водитель грузовика, машинист метрополитена, продавец в магаз...


Раскрутка сайтов в Санкт-Петербурге - правильное решение для всех сайтов

Раскрутка сайтов в Санкт-Петербурге - правиль...


Крупные фирмы сегодня прекрасно понимают, что для того, чтобы сберечь деньги на самой рекламе, нужно продумать ориентирование рекламной кампании. Это позволяет устранить неэффективную рекламу и задейс...


Воздушные компрессоры: надежная помощь в любой работе

Воздушные компрессоры: надежная помощь в любо...


Одно из поистине универсальных устройств, которые могут с одинаковым успехом применяться и в промышленности, и в быту – это компрессор. Воздушные компрессоры создают энергию для работы огромного спект...


Стоит прочесть

Золотое кольцо России. Откуда пошло такое название

Трудно найти человека, который ни разу не слышал о турах по Золотому кольцу России. Сегодня этот раскрученный туристический бренд объединяет порядка двадцати городов в Средней полосе, расположенных в ...

Как выбрать краску для ремонта?

Сколько человек различает цветов? В радуге — всего семь. Да и те состоят из трех основных — красного, желтого и синего. Оранжевый, зеленый и фиолетовый можно получить, смешивая п...

Кто Дуброву Арчимбольдо? (О марках и живописи)

Лет тридцать назад я стал рецидивистом. Нет-нет, ничего плохого! Даже наоборот: я вернулся к коллекционированию марок, стал «филателистом-рецидивистом». Меня с детства привлекали картинки...

Медный всадник. Какими были изображения монумента

Первая медаль, прославившая монумент, родилась задолго до того, как сам Медный всадник появился на свет. К открытию памятника было приурочено появление еще нескольких медалей, чеканенных в золоте, сер...

Как повысить свою производительность? Метод «окна

Вечно можно смотреть на три вещи: огонь, воду и дефрагментацию диска С. Наверняка многие пользователи ПК замечали такое явление. Если запустить на компьютере какой-нибудь процесс с визуализацией ...

Технология карт шаринга

С усовершенствованием в современном мире спутникового телевидения и компьютерных технологий с уверенностью можно сказать — невозможное возможно! Чуть больше 20 лет назад спутниковое телевиде...

Вкусные рецепты: Петри-ту-ромиу, Горбуша в бантике

Петри-ту-ромиумясо форели фелировать, рубить на полный фарш. солить. перчить. палочку лимоника толстый конец разбить молотком так что б дал сильный аромат. и на эту же сторону в виде шара "на лепить" ...

Вкусные рецепты: Постный пирог с малиной(для самых

Постный пирог с малиной(для самых ленивых)слоёное тесто раскатать,один пласт выложить на пергамент,смазать вареньем,смешанным с крахмалом. второй пласт раскатать по размеру первого,вырезать фигурки,на...

Сколько можно о соли? А бесконечно!

О том, что английское слово salary (зарплата) происходит от латинского слова sal (соль), я уже упоминала в статье про хитрости с солью по хозяйству. Римским легионерам служба оплачивалась не только де...

Сколько стоит скрытая реклама?

Современная реклама уже не та, что была раньше. Вернее реклама осталась, а вот ее эффективность значительно снизилась. Снижение эффективности открытой рекламой обусловлено большим ее количеством с одн...

О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя широкий список полезных и увлекательных статей. Каждый посетитель отыщет для себя что-нибудь нужное. Адаптированный дизайн дает возможность вам максимально быстро находить подходящую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти подходящую информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас информативные и интересные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.